Аккумуляторы AGM, пристальный взгляд

Анализ профессионалов Аккумуляторный Дом в Санкт-Петербурге

Вокруг аккумуляторных батарей AGM ходит много слухов, догадок, а то и откровенной технической ереси. 

Чтобы разобраться, давайте начнем с расшифровки этой загадочной аббревиатуры AGM, а заодно развеем часть слухов.

По-английски полностью это звучит как «absorbent glass mat». Правильный технический перевод «абсорбирующий стекловолоконный сепаратор».

Сепаратор – это изолятор, разделяющий свинцовые пластины внутри аккумулятора. Попросту – это стекловолокно, пропитанное электролитом.

Как видите, буква G обозначает стекло (glass) а вовсе не гель, и тем более не гелий! Так что вот вам опровержение одного из слухов – AGM технология не имеет НИКАКОГО отношения к гелевой. О гелевых аккумуляторах мы обязательно поговорим в другой раз.

Плюсы технологии AGM

Пропитанный жидким электролитом и плотно прилегающий к пластине стекловолоконный сепаратор надёжно удерживает набивку пластины (так называемую активную массу) от осыпания. И это сразу повышает срок службы аккумулятора. Вот вам и первый плюс.

В откровенно жидком виде электролита внутри батареи мало, так как в основной массе он содержится в абсорбированном виде в стекловолокне. А отсюда второй плюс: аккумулятор не боится серьёзных наклонов и даже переворотов – там ведь практически нечему вытекать!
Это вовсе не значит, что его можно эксплуатировать «вверх ногами», как думают некоторые.

Из абсорбированного состояния электролита вытекает и третий плюс: нет ни долива дистиллята, ни замера плотности электролита.

А есть ещё и четвёртый, и пятый – образование солевых мостиков через стекловолокно практически невозможно, а это исключает короткое замыкание пластин и выход аккумулятора из строя. Саморазряд таких аккумуляторов намного ниже.

Раз нет долива дистиллята и мало жидкости, то и пробки не нужны. На AGM аккумуляторах оставляют только отверстия для отвода газов. А чтобы газообразование было минимальным, приходится применять для пластин более чистый свинец. Из этого вытекает следующий плюс. Чистый свинец имеет меньшее сопротивление, поэтому пусковые токи AGM аккумуляторов выше.

Всё по тем же технологическим причинам AGM батареи не так критичны к морозам, заряд они набирают быстрее, допускают более глубокие разряды, чем жидкостные аккумуляторы (ещё три плюса в копилку). Именно поэтому AGM аккумуляторы используют в автомобилях с системой «старт-стоп».

И последнее: срок службы таких батарей в полтора-два раза выше, чем у обычных кислотных. Разумеется, только при грамотной эксплуатации.

Минусы AGM аккумуляторов

Первый и самый главный минус, бороться с которым пока бесполезно, это цена. А собственно, что вы хотели? Дорогая технология – дорогой товар.

Правда, это как считать. Действительно разовые вложения выше в 2 — 2,5 раза против аналогичного по ёмкости кислотного. Но ведь вы помните, с чего мы начали? Служат они тоже в 2 — 2,5 раза дольше. А если к этому добавить полное отсутствие необходимости контроля состояния электролита, то стоимость владения становится даже ниже, чем у кислотного.

Второй минус, с которым в большинстве случаев предстоит бороться – это так называемое высыхание аккумулятора. Как вы помните, электролит всё же греется и выделяет газ.

Поэтому AGM аккумуляторы не стоит эксплуатировать при температурах выше 50°С и они боятся перезаряда.

Третий минус – это заряд. Мы уже много раз повторяли, что любой аккумулятор требует дополнительного заряда зарядным устройством. А это первую очередь затраты времени и вполне определенные требования к зарядному устройству.

Заряд AGM аккумулятора

Обратите внимание, что все пределы напряжений заряда должны выдерживать очень точно, ни на сотую ниже или выше! Да-да, мы не оговорились: именно сотую!

Первая ступень

Ставим ограничение конечного напряжения на значение 13,6 – 13,8 Вольта, задаём ток 10% от ёмкости. Для ёмкости 100 Ампер-часов это 10 Ампер.

Если зарядное устройство программируемое, то оно само переключит заряд на следующую ступень. Если всё делается руками, то нужно следить за вольтметром, и когда он покажет напряжение 13,6 – 13,8 Вольта, переключить зарядное устройство на вторую ступень.

Обратите внимание, что время в данном случае вторично и зависит только от степени разряда батареи. То есть единственный параметр, по которому мы можем судить об окончании первой ступени заряда, — это достижение аккумулятором заданного конечного напряжения. Тот же принцип будет относиться и к остальным ступеням.

Вторая ступень

Устанавливаем конечное напряжение 13,8 – 14,4  Вольта, ток 5% от номинала. В нашем случае – 5 Ампер. И так же не обращаем внимание на время, ждём достижения указанного напряжения, если всё делаем сами или доверяем программе зарядного устройства.

Третья ступень

Устанавливаем конечное напряжение 14,4 — 14,8 Вольта, ток 1-1,5% от номинала. В нашем случае 1 Ампер. И опять ждём достижения указанного напряжения.

Для некоторых аккумуляторов производитель указывает конечное напряжение 15,0 Вольт, что связано с различной температурой заряда. Желательно ставить верхнее значение напряжение не более 14,8 Вольта, чтобы избежать преждевременного усыхания электролита.

Если всё сделано правильно, то в конце заряда ток падает практически до ноля.

Обязательно нужно замерить нагрузочной вилкой напряжение без нагрузки и под нагрузкой. Для полностью заряженного аккумулятора напряжение без нагрузки должно быть не менее чем 12,8 Вольта, под нагрузкой – не менее 10,8 Вольта.

Если следить за аккумулятором, а перед зимой и после зимы заряжать его зарядным устройством, согласно приведённого режима, то батарея прослужит никак не меньше семи лет, скорее всего десять-двенадцать.

Напомним, что для более полной информации можно посмотерть наши статьи и видео «Как продлить «жизнь» аккумулятора» и «Менять или заряжать?».

Текстовые варианты статей и сопровождающие их ролики представлены в разделе «Руководство по аккумуляторам», в материалах с теми же названиями.

Материалы этой статьи размещены в видеоролике, с которого начинается эта статья, как и другие тексты нашего Руководства.

Следите за нашими новыми публикациями, подписывайтесь на наш канал на Youtube и группу Вконтакте!

Поделиться статьей в социальных сетях