Как продлить жизнь аккумулятора

Советы профессионалов Аккумдом в Санкт-Петербурге

В любом автомобиле, старом или новом, импортном или отечественном, есть аккумуляторная батарея, которую чаще называют аккумулятор, или  АКБ.

Аккумулятор – долговечный элемент, в отличие от, например, фильтра, свечей, некоторых элементов подвески. Однако, достаточно часто возникает ситуация, когда аккумулятор приходится менять уже через два года. Причина этого – неграмотная эксплуатация.

Есть два основных фактора, которые чаще всего «убивают» аккумулятор раньше времени. Это глубокий разряд и регулярный недозаряд.

Два фактора, убивающих аккумулятор раньше времени

Для начала определимся с терминами.

Глубокий разряд – это ситуация, когда энергии аккумулятора израсходовано слишком много за короткое время. Условно – больше половины ёмкости.

Недозаряд – это случай, когда генератор автомобиля просто не успел полностью восполнить расход электроэнергии батареи.

Что же приводит к глубокому разряду и недозаряду?

Многие думают, что раз аккумулятор имеет 100% заряда, то все эти 100% и можно использовать. Увы, это совершенно ошибочное мнение.

Внутрь батареи залита жидкость – электролит. Это слабая серная кислота. Чем выше заряд аккумулятора, тем выше плотность электролита, то есть он более кислый. А чем глубже разряд, тем больше падает плотность, то есть электролит приближается по плотности к воде.

Если аккумулятор разрядить до 55%, то есть использовать всего 45% его ёмкости, то это уже глубокий разряд!

Не вдаваясь в тонкости электрохимии, отметим, что при таком состоянии аккумулятора электролит имеет плотность примерно один и две десятых грамма на кубический сантиметр и может при сильном морозе замёрзнуть. А если разрядить аккумулятор ещё глубже, то электролит замерзнет и при минус 10°C.

Если Вы подумали, что это шутка, то напрасно! Огромное количество примеров в нашей практике, когда новую батарею вот такой бездумной эксплуатацией умудрялись заморозить за неделю.

Ниже есть специальная таблица, которая соотносит плотность электролита с зарядом аккумулятора.

К глубокому разряду могут приводить два фактора: технический и, увы, человеческий

Для начала разберемся с техническим фактором.

Электропроводка автомобиля должна быть исправна, то есть не должно быть «утечек на корпус», как говорят специалисты.

Обязательно проверьте у своего механика работу стартера и зарядной цепи генератора – ведь просто ослабший ремень генератора может стать причиной хронического недозаряда аккумулятора. Кстати, реле напряжения, которое даёт сигнал генератору на прекращение заряда, тоже может быть неисправно и подавать сигнал раньше, то есть при меньшем напряжении. А это даже при исправном генераторе будет приводить к недозаряду.

Как ни печально, но многие современные производители в погоне за низкой ценой комплектуют свои автомобили самыми бюджетными аккумуляторами. То есть запас ёмкости у них минимальный, а это очень быстро приводит к глубокому разряду.

Особенно остро аккумулятор «чувствует» простаивание в «пробках» зимой, при работающих одновременно вентиляторе, фарах, обогревателях и стеклоочистителях. Эти устройства, работая одновременно, способны забрать больше электроэнергии, чем производит генератор. Сейчас многие автомобили оснащены и достаточно мощными аудиосистемами, которые тоже потребляют большое количество электроэнергии. Вообще любое дополнительное (нештатное) оборудование, потребляющее электроэнергию бортовой сети – это лишняя нагрузка на аккумулятор и возможность его глубокого разряда.

А теперь о главном: гораздо чаще к глубокому разряду и недозаряду приводит именно человеческий фактор. Если проще и жёстче – безграмотная эксплуатация.

Например, включённая и забытая лампочка, и это не обязательно фары, вполне может разрядить батарею в «ноль».

Не многие знают, что в подземных паркингах спутниковые системы сигнализации потребляют гораздо больше энергии в поисках связи. Это тоже может привести к глубокому разряду аккумулятора.

Система «старт-стоп» на современных автомобилях, как утверждают производители, экономит топливо и меньше вредит экологии.

Не касаясь других сложностей, заметим только, что для аккумулятора это очень серьёзная нагрузка. Допустим, что от дома до работы ехать всего 20 минут. Как правило, это происходит в «час пик». Понятно, что в таких условиях огромная часть времени будет теряться при простое на перекрёстках. Двигатель будет чаще отключаться, а значит, и пусков будет много больше. Представляете, какой это расход энергии батареи?! А вот подзарядиться полностью аккумулятор за эти 20 минут точно не успеет, тем более после такой интенсивной нагрузки, как запуск мотора. Конечно, он вовсе не обязательно разрядится полностью, но недозаряд ему гарантирован. А ведь эта картина повторяется изо дня в день и каждую неделю. Задумывались об этом? 

За какое время восстановится заряд АКБ

Для восстановления батареи нужно хотя бы 30-40 минут работы двигателя, чтобы генератор успел восполнить заряд.

А всегда ли есть эти 30-40 минут? Вот и получаем снова недозаряд.

Простаивание в пробках, особенно зимой – это работающие одновременно вентилятор, фары, обогреватели и стеклоочистители. Сейчас многие автомобили оснащены и достаточно мощными аудиосистемами, которые тоже потребляют большое количество электроэнергии. Такая же ситуация и с системами предварительного прогрева типа Webasto. Энергии они потребляют много.

Вообще, любое дополнительное оборудование, потребляющее электроэнергию бортовой сети – это дополнительная нагрузка на аккумулятор.

Все эти устройства способны отобрать гораздо больше электроэнергии от батареи, чем успеет произвести генератор.

Выводы, итоги, рекомендации

Зимой в пробках при большом количестве работающих бортовых потребителей электроэнергии средний аккумулятор меньше чем за час  может истощиться настолько, что запуск двигателя окажется невозможным.

Вспомним ещё раз: для восстановления заряда аккумулятора за счёт генератора требуется, чтобы двигатель работал хотя бы 30-40 минут!

Статистика показывает, что большинство «умерших» автомобильных аккумуляторов, были просто-напросто разряжены.

Поэтому, прежде, чем «хоронить» устройство, попробуйте его полностью зарядить зарядным устройством. Конечно же, это нужно делать в соответствии с инструкцией к аккумулятору, т.к. режимы заряда могут существенно отличаться в зависимости от типа батареи.

Плотность электролита при +15°С (г/см²) Напряжение без нагрузки (В) Напряжение при подключенной нагрузке 100А (В) Степень заряженности батареи (%) Температура замерзания электролита (°С)
1,27 12,66 10,08 100,0 -60
1,26 12,60 10,66 94,0 -55
1,25 12,54 10,50 87,5 -50
1,24 12,48 10,34 81,0 -46
1,23 12,42 10,02 75,0 -42
1,22 12,36 10,06 69,0 -37
1,21 12,30 9,90 62,5 -32
1,20 12,24 9,74 56,0 -27
1,19 12,18 9,60 50,0 -24
1,18 12,12 9,46 44,0 -18
1,17 12,06 9,30 37,5 -16
1,16 12,00 9,14 31,0 -14
1,15 11,94 9,00 25,0 -13
1,14 11,88 8,84 19,0 -11
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,12 11,76 8,54 6,0 -8
1,11 12,70 8,40 0,0 -7

Итак, самый важный вывод:

Нужно РЕГУЛЯРНО подзаряжать аккумулятор дополнительно зарядным устройством. Особенно ЗИМОЙ!

Обратите внимание, что это относится ко ВСЕМ аккумуляторам с ЛЮБОЙ технологией изготовления, в том числе и к тем, которые считаются необслуживаемыми.

У самых догадливых может появиться мысль: «Почему бы не ставить аккумулятор большей ёмкости, с запасом?» Вектор мысли верный, но всё не так однозначно. Аккумулятор большей ёмкости может просто не поместиться на штатное место. Кроме того, большая ёмкость при прочих равных всегда стоит дороже, и, конечно, будет ещё чаще недозаряжаться, что потребует большего внимания владельца.

Следите за нашими новыми публикациями и выпусками здесь, в нашей группе Вконтакте или на канале YouTube!

Поделиться статьей в социальных сетях