Морские аккумуляторы часть вторая
×

Морские аккумуляторы часть 2

Давайте для начала разберёмся в разнице конструкции батарей различного назначения. Тогда вы легко поймёте и причины их различных характеристик.

Независимо от того, какая технология аккумулятора, ключевым моментом конструкции будет толщина пластин, и, как следствие, их количество. Помните, мы уже говорили о различии батарей DP и DC в первом выпуске по морским аккумуляторам?

Так вот ещё раз, и чуть подробнее.

Чем больше пластин, тем больше площадь электрохимической реакции, тем лучше батарея приспособлена к отдаче больших токов. Именно так устроены стартерные аккумуляторы, которые предназначены для огромных пусковых токов и чуть-чуть для питания бортовых потребителей.

При увеличении толщины пластин стартерные характеристики аккумулятора ухудшаются. Зато теперь он лучше справляется с меньшей, но постоянной (например, тяговой) нагрузкой. Происходит это из-за того, что в более толстых пластинах помещается больше активной массы – набивки электродов. А именно она отвечает за продолжительность электрохимической реакции.

Часть пользователей совершенно не понимает суть понятия «ёмкость» и cчитает, что вообще неважно какая батарея стартерная или тяговая. Обычно приводят такой пример: «У меня стоит стартерный 100 Ампер-часов, я уже лет пять с ним горя не знаю! Он у меня полдачи освещает!» А потом выясняется, что этот аккумулятор нагружается от силы в 5-7 Ампер, чаще 2-3. Конечно! Ничего удивительного тут нет. При таких малых нагрузках так сказать «характер» батареи просто никак не проявится. Больше того, в этом случае и ёмкость будет не 100 Ампер-часов, а намного больше. Помните, мы уже говорили в других наших материалах о том, что ёмкость – величина весьма условная. При больших токах разряда ёмкость падает, а при малых она становится больше.

01_КАЛЬЦИЙ_585x390.png
02_ 100АЧ-585x390.png

Конкретный пример

Прямо на батарее Deka 8G31DT есть указание: 102 Ампер-часа для двадцати часового разряда (нагрузка порядка пяти Ампер) и 85 Ампер-часов для пяти часового разряда (нагрузка около семнадцати Ампер).

Вот теперь можно поговорить и о разных типах батарей по назначению.

  • Стартерные аккумуляторы

    Как и следовало ожидать, запуск двигателя внутреннего сгорания маломерных судов ничем не отличается от запуска автомобильного или тракторного двигателя. Так что и стартерные батареи могут быть любые: сурьмянистые, гибридные, кальциевые, EFB, AGM.

    Какую технологию предпочесть, диктуется в первую очередь ценой, климатическими условиями, возможностью и желанием обслуживать батарею, в том числе работать с электролитом.

  • Сурьмянистые и гибридные

    Это самые дешёвые технологии, дающие возможность достаточно глубокого разряда. Но они имеют приличный саморазряд и требуют тщательного обслуживания, в том числе и работы с электролитом.

    Сурьмянистые получили свое название из-за сурьмы, которую добавляют в свинец для придания бóльшей прочности пластинам. А в гибридных положительная пластина легируется сурьмой, а отрицательная – кальцием. Кальций призван уменьшить выкипание электролита.

    И те, и другие батареи можно рекомендовать, как бюджетный вариант. Но помните, что когда закончится навигация, то придётся подготовить аккумулятор к длительному хранению. А потом хотя бы раз в месяц интересоваться состоянием аккумулятора, то есть проверять плотность и уровень электролита, и обязательно подзаряжать батарею.

  • Кальциевые аккумуляторы

    В эксплуатации они менее прихотливы — ведь выкипание кальциевых аккумуляторов намного меньше, чем сурьмянистых и гибридных, как и саморазряд. Поэтому и контроль за ними нужен реже – один раз в два-три месяца, в том числе и в межсезонье. К тому же при равных ёмкостях стартерные токи кальциевых аккумуляторов выше, чем сурьмянистых и гибридных. А, как вы помните, для старта ток гораздо важнее, чем ёмкость.

    Это всё привело к высокой популярности аккумуляторов «кальций-кальций», хотя они и дороже сурьмянистых и гибридных.

    Главный минус – они боятся глубокого разряда.

    Кальциевые батареи часто не имеют пробок, а значит и возможности работы с электролитом. Некоторые пользователи считают отсутствие пробок плюсом. На наш взгляд, это скорее минус, так как жидкий электролит лучше всё же контролировать.

    О кальциевых аккумуляторах подробно рассказано в нашем видео про необслуживаемые батареи.

  • AGM аккумуляторы

    Они не предполагают работы с электролитом, и обслуживание сводится к периодическому подзаряду зарядным устройством. Пусковые токи AGM сравнимы с пусковыми токами кальциевых батарей. Ввиду особенностей технологии при правильной эксплуатации срок службы AGM аккумуляторов самый высокий из всех стартерных, правда, они и самые дорогие. Окупаемость затрат каждый может посчитать для своего случая.

    Мы рекомендуем эту технологию ввиду её высокой надёжности и малых затрат на обслуживание.

    Напомним, что об этих аккумуляторах, в том числе и об их грамотном заряде подробно рассказано в ролик по автомобильным AGM батареям.

  • EFB батареи

    «Enhanced Flooded Battery» означает Улучшенная Жидкостная (то есть с жидким электролитом) Батарея. Эта технология по сути является неким приближением к технологии AGM – утолщённые пластины запакованы в конверты. По характеристикам эти аккумуляторы приближены к кальциевым, но дороже. При этом до плюсов AGM технологии они явно не дотягивают. Видимо, по этим причинам особой популярности они не получили.
    03_EFB-585x390.png
Поделиться
К списку статей
Заказать звонок
    Корзина
    нет товаров