Старый аккумулятор. Заряжать или выбросить?

Советы профессионалов фирмы Аккумуляторный Дом в Санкт-Петербурге
Подробное видео можно посмотреть на нашем канале
В этой статье расскажем, как отличить рабочий аккумулятор от уже непригодного к эксплуатации.
Здесь же можно увидеть видеоверсию этой статьи.
Конечно, во избежание сомнений можно сразу купить новый аккумулятор и сдать в утиль старый. Однако, наша многолетняя практика показывает, что зачастую в этот самый утиль сдаётся вполне рабочая батарея, которую нужно просто зарядить, и она прослужит ещё пару лет.
Мы ведём разговор только об обычных обслуживаемых аккумуляторах.
Об аккумуляторах EFB и AGM расскажем в других материалах.
Возьмем вполне конкретный аккумулятор, который был сдан в утиль. Чтобы оценить его состояние, нужно будет провести несложный тест сделав два замера напряжения и замеры плотности электролита по каждому элементу.
Как правильно оценить ресурс аккумулятора
В идеальном случае все замеры нужно делать через 8-10 часов после остановки двигателя, когда генератор перестал работать на подзаряд аккумулятора. И обязательно в тёплом помещении, поскольку температура электролита — весьма критичный параметр.
Как вы уже поняли, для этого аккумулятор придется с автомобиля снять. Впрочем, если в вашем распоряжении есть теплый гараж, то можно обойтись и без таскания тяжестей. Но клеммы нужно отсоединить обязательно.
Для начала измеряется напряжение аккумулятора без нагрузки и под нагрузкой. Это позволит понять степень разряда аккумулятора и оценить его работоспособность. Ниже приведена специальная таблица, которая соотносит эти напряжения с зарядом аккумулятора.
По большому счету, для разных технологий аккумуляторов данные в табличке будут несколько отличаться. Следует помнить, что таблица составлена для новых аккумуляторов, так что для батарей, которые эксплуатируются давно, данные так же могут чуть-чуть иными. Но эта разница в обоих случаях настолько незначительна, что ею можно пренебречь.
Если с напряжениями окажется всё в порядке, то останется измерить плотность электролита, чтобы сделать окончательное заключение о состоянии аккумулятора.
Для теста нам потребуется нагрузочная вилка. Конечно, будет лучше, если этот прибор окажется современным цифровым, с возможностью фиксации изменений напряжения по секундам. Но и обычный стрелочный тоже вполне сгодится.
Первый замер напряжения мы делаем без нагрузки. Если ваша нагрузочная вилка может производить замер только под нагрузкой, тогда для первого замера вам потребуется мультиметр.

При замере нагрузочной вилкой, особенно со стрелочным прибором(!) соблюдайте полярность. Разъем-крокодил прицепляется на «минус», а сама вилка присоединятся к положительной клемме.
На мультиметре ситуация проще: если вы перепутали полярность, то прибор просто покажет отрицательное значение напряжения, а само число будет тем же. И, конечно, не забудьте перевести мультиметр в режим вольтметра постоянного тока. Если пределы измерений переключаются, то для большей точности нужно выбрать минимальный, который позволит замерить 12 Вольт.
ВАЖНОЕ УТОЧНЕНИЕ: все замеры и напряжения, и плотности электролита делаются с точностью до одной сотой. И это не ловля блох, а совершенно принципиальный вопрос. Именно вот эти сотые доли величин и будут определять состояние аккумулятора.
Итак, аккумулятор дома уже 10 часов, температура порядка 20°С.
Делаем замер напряжения без нагрузки. В нашем случае получаем 12,55 Вольта.
Смотрим в табличку. Видим, что ближайшее значение 12,54 Вольта.
Скорее всего наш аккумулятор просто разряжен. Если бы это напряжение оказалось ниже 12,2 Вольта, то мы бы имели дело с сильно разряженным аккумулятором. А пока у нас обычная рабочая ситуация.
Это хорошая новость, и мы можем смело приступать к замеру напряжения под нагрузкой.
Напряжение под нагрузкой измеряется 5-7 секунд. В течение времени замера оно меняется – сначала падает, а потом растет.
Как видно из таблицы, для аккумулятора в нормальном рабочем состоянии напряжение в конце замера должно быть не менее 10,5 Вольт.
Подключаем нагрузку, делаем замер. Обратите внимание, чем удобна такая нагрузочная вилка – мы точно знаем, на какой секунде замера какое напряжение выдавала батарея.
Мы видим, что напряжение в конце замера 10,05 Вольта, что на 45 сотых ниже ожидаемого нормального. Вывод простой – аккумулятор разряжен.
Однако, окончательный вердикт выносить рано: это можно сделать, только замерив плотность электролита по каждому элементу или, как говорят специалисты, по каждой банке.
Для замера плотности электролита используется прибор ареометр.
Наш ареометр – серьёзный, профессиональный прибор повышенной точности.
Но для такого теста вполне подойдет обычный стеклянный ареометр с резиновой грушей, который совсем недорого можно купить в автомагазине.
ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ !!!
- Электролит – это слабая кислота, и работа с ним требует осторожности!
- Исключите присутствие детей при работе с аккумулятором.
- Обязательно защитите глаза, наденьте резиновые перчатки и фартук.
- Ни в коем случае не подносите близко к лицу ареометр и не приближайте лицо к аккумулятору.
- Держите под рукой запас воды и мыла. В случае попадания кислоты немедленно промойте место мылом с обильным количеством воды.
- Не пользуйтесь открытым огнем, электроприборами, не курите!
- Не работайте в нетрезвом виде!
Замеряем плотность электролита по всем шести элементам. Допустимое отличие плотности в разных банках не более, чем 0,2 г/см³.
Как видим, во всех шести банках плотность одинаковая и равна 1,25 г/см³.Это полностью согласуется с таблицей, о которой мы уже говорили.
Значит, аккумулятор нужно зарядить и можно эксплуатировать дальше.
А ведь он был сдан в утиль!
Помните, о чем мы говорили в самом начале?
Это тот самый случай, когда хозяин выбросил вполне рабочую батарею, которая всего лишь требовала небольшого внимания – подзаряда.
Что очень удобно для человека, не сильно искушенного в технике, то, что на этом простом ареометре можно ориентироваться даже не по цифрам, а по цвету зон. Зелёная зона означает, что плотность электролита в рабочей норме. Белая зона – батарее требуется заряд. И красная зона – состояние аккумулятора, когда скорее всего нужна помощь профессионала или уже всё же придется менять аккумулятор.
Значит, аккумулятор нужно зарядить и можно эксплуатировать дальше.А ведь он был сдан в утиль!Помните, о чем мы говорили в самом начале?Это тот самый случай, когда хозяин выбросил вполне рабочую батарею, которая всего лишь требовала небольшого внимания – подзаряда.
Таблица отношения напряжения и степени заряда аккумулятора к плотности электролита
Плотность электролитапри +15°С (г/см²) | Напряжениебез нагрузки (В) | Напряжениепри подключенной нагрузке 100А (В) | Степень заряженности батареи (%) | Температура замерзанияэлектролита (°С) |
1,27 | 12,66 | 10,08 | 100,0 | -60 |
1,26 | 12,60 | 10,66 | 94,0 | -55 |
1,25 | 12,54 | 10,50 | 87,5 | -50 |
1,24 | 12,48 | 10,34 | 81,0 | -46 |
1,23 | 12,42 | 10,02 | 75,0 | -42 |
1,22 | 12,36 | 10,06 | 69,0 | -37 |
1,21 | 12,30 | 9,90 | 62,5 | -32 |
1,20 | 12,24 | 9,74 | 56,0 | -27 |
1,19 | 12,18 | 9,60 | 50,0 | -24 |
1,18 | 12,12 | 9,46 | 44,0 | -18 |
1,17 | 12,06 | 9,30 | 37,5 | -16 |
1,16 | 12,00 | 9,14 | 31,0 | -14 |
1,15 | 11,94 | 9,00 | 25,0 | -13 |
1,14 | 11,88 | 8,84 | 19,0 | -11 |
1,13 | 11,82 | 8,68 | 12,56 | -9 |
1,12 | 11,76 | 8,54 | 6,0 | -8 |
1,11 | 12,70 | 8,40 | 0,0 | -7 |