Выбор аккумулятора. Часть 1

Выбор аккумулятора. Часть 1: разбираемся в видах батарей
Советы профессионалов Аккумдом в Санкт-Петербурге
Посмотреть видео на нашем канале
В этом выпуске мы расскажем о том, как правильно выбрать аккумулятор при замене.Для начала неплохо убедиться, что замена действительно нужна.
Для этого мы рекомендуем посмотреть наше видео «Менять или заряжать», где подробно обо всём рассказано. Текстовый вариант этого материала можно найти на нашем сайте в разделе «Блог» в статье с тем же названием.
Но если всё же требуется замена, то придётся вооружиться некоторыми новыми знаниями.
Тема достаточно большая, поэтому мы решили разделить её на три части.
Итак, часть первая. Для начала выясним, что установлено на автомобиле сейчас. А для этого познакомимся с основными характеристиками аккумуляторов.
Емкость
Ёмкость – это главная характеристика, влияющая на продолжительность «жизненного цикла» батареи без подзарядки, надёжность запуска при низкой температуре, количество попыток запуска и прочие параметры. Измеряется ёмкость в Ампер-часах.
Имейте ввиду, что это величина достаточно условная. Поэтому при покупке аккумулятора не стоит уж слишком усердно бороться за обозначенную в паспорте автомобиля ёмкость. Можно купить и чуть бо́льшую на 5-10%. Тем более, что частенько штатные аккумуляторы, которые ставят автопроизводители, имеют заниженную ёмкость.
Пусковой ток

Связанный с ёмкостью параметр – пусковой ток. Правильное название – «ток холодной прокрутки». Глубоко в физику процесса мы вдаваться не будем, но заметим, что по большому счету собственно для старта интересует скорее ток, чем ёмкость. Так что при равных ёмкостях предпочтение стоит отдать варианту с бо́льшим током. Это позволит увереннее запускать двигатель, особенно зимой, когда ёмкость неизбежно падает из-за низкой температуры.
Измеряется ток в Амперах и указывается прямо на корпусе аккумулятора. Если таких данных нет, например, стёрлись от времени, то их можно найти в Интернете по названию модели аккумулятора.
Особенности производства аккумуляторов разными заводами привели к созданию различных стандартов тока холодной прокрутки. Основные три: EN, DIN и CCA. Поэтому, когда будете сравнивать этот параметр, обратите внимание, что его нужно сравнивать для каждого стандарта.
Полярность

Полярность – это последовательность расположения положительной и отрицательной клемм. Полярность бывает прямой, обратной и универсальной.
Как определяется полярность аккумулятора
Смотрим на аккумулятор так, чтобы обе клеммы были развёрнуты на нас.
Если плюс находится слева, а минус справа, то полярность именуются прямая, и в названии аккумулятора после ёмкости иногда можно увидеть «единичку».
Если минус слева, а справа плюс, то это обратная полярность, и в названии аккумулятора после ёмкости иногда можно увидеть «ноль».
Как вы понимаете, универсальная полярность получила своё название не случайно – клеммы будут располагаться либо по центру, либо по диагонали
Всё, о чём мы рассказали, относится к аккумуляторам сравнительно малых ёмкостей.
Начиная с ёмкости 120 Ампер-часов, выводы контактов на батарее чаще всего делаются с короткой стороны, как иногда говорят «с торца». В этом случае полярность будет считаться в обратную сторону.
Снова смотрим на аккумулятор так, чтобы обе клеммы были развёрнуты на нас.
Если плюс находится слева, а минус справа, то полярность именуются обратной, и в названии аккумулятора можно увидеть «троечку».
Если минус слева, а справа плюс, то полярность именуются прямой, и в названии аккумулятора можно увидеть «четвёрку».
Полярность никак не влияет на работу аккумулятора, здесь принципиальна только длина подсоединяемых кабелей. Если полярность перепутана, то этой самой длины может просто не хватить.
Стандарт батареи

Стандарт батареи определяется конструктивным оформлением контактов. По этому признаку аккумуляторы делятся на три вида: европейский, азиатский и американский стандарты. Казалось бы – мелочь, но это крайне важное обстоятельство, которое может влиять на безопасность. А именно: замыкание металлическими частями корпуса автомобиля контактов аккумулятора. Такая ситуация может вывести из строя батарею, а может закончиться и пожаром.
На европейском стандарте клеммы находятся сверху, и они утоплены, не возвышаются над верхней панелью.
У «азиатов» клеммы торчат вверх над всем аккумулятором.
Как понимаете, именно в этом случае контакты могут коснуться капота, если поставлен «азиатский» стандарт вместо «европейского».
А «американцы» и вовсе имеют выводы на боковую поверхность.
Стандарт батареи и полярность могут комбинироваться в любых вариантах.
Стоит обратить внимание и на то, что диаметры положительной и отрицательной клеммы, разные.
Кроме того, диаметры клемм у азиатского стандарта малых ёмкостей (до 50 Ампер-часов) могут быть двух вариантов. Условно: тонкие и толстые.
Габариты аккумуляторов

Для восстановления батареи нужно хотя бы 30-40 минут работы двигателя, чтобы генератор успел восполнить заряд.
Каждый аккумулятор имеет размеры – габариты – длину, ширину и высоту. Именно в таком порядке они всегда и указываются в паспорте.
В зависимости от модели и даже модификации автомобиля штатное место аккумулятора может позволять ставить либо батарею только жёстко заданных размеров, либо допускает некоторые отклонения.
Дело в том, что разные производители могут выпускать одну и ту же ёмкость аккумулятора в разных габаритах.
Кроме того, встречаются обратные варианты, когда в одном и том же корпусе завод делает разные ёмкости.
Крепление аккумулятора

Вопрос вроде совсем мелкий, но ошибка в нём может свести на нет все усилия и затраты. Если ваша батарея крепится прижимной планкой сверху, то, как правило проблем не бывает.
Сложнее, если крепёжные элементы расположены внизу и должны захватывать выступы аккумулятора, так называемую «юбку». Разумеется, в этом случае закрепить штатно батарею без таких выступов просто не реально.
Встречаются варианты, когда на аккумулятор крепится не просто пара клемм, а целая клеммная колодка приличных размеров. Чаще всего такая колодка будет требовать ровной поверхности крышки аккумулятора. Ряд конструкций батарей имеют выступающие над крышкой различные конструктивные элементы, которые не позволят такую клеммную колодку закрепить. Обратите на это внимание!
Вот, казалось бы, и всё! Мы рассказали обо всех параметрах, по которым нужно будет выбирать аккумулятор. Можно начинать поиск в Интернете или ехать в магазин.
Не торопитесь

Без точного понимания того, какая именно машина, в каких условиях она эксплуатируется и как, какое дополнительное электрооборудование на ней установлено, грамотного выбора не сделать. Ответам на эти вопросы и будет посвящена вторая часть выпуска «Выбор аккумулятора».
Материалы этой статьи размещены в видеоролике, с которого начинается эта статья, как и другие тексты нашего Руководства.
Следите за нашими новыми публикациями, подписывайтесь на наш канал на Youtube и группу Вконтакте!